- РУС
- ТАТ
Музей. Национальный музей Республики Татарстан. 2015
научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, ведущий музейный центр Татарстана и один из крупнейших культурно-исторических музеев в Поволжье. Национальный музей
ТЕКСТ | ТЕКСТ |
В 1914–1919 гг. учился в медресе «Хусаиния», в 1919–1924 гг. в Татарском институте народного образования (город Оренбург). лашманами, лашмана, лашмани,лашмант, лашманв
лашман, проекта, ковчег, планета, ковчегов, ковчегы, ковчега, ковчегт
Работал инструктором уездных комитетов Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ) в городах Орск и Оренбург (1925–1927 гг.).
В 1927–1938 гг. жил в Москве.
С 1928 г. редактор детского журнала «Кечкене иптэшляр», с 1929 г. – «Октябрь баласы», одновременно учился в Московском университете (1927–1931 гг.).
С 1933 г. заведующий отделом литературы и искусства газеты «Коммунист», с 1935 г. заведующий литературной частью Татарской оперной студии в Москве.
В 1939–1941 гг. ответственный секретарь правления Союза писателей Татарской Автономной Советской Социалистической республики.
Мы будем вечно прославлять Ту женщину, чье имя — Мать.“
Муса Джалиль
Пушкин. Залилов Муса Мустафович. 1800
Деревня Мустафино Оренбургской губернии – 25 августа 1944 г., Плетцензее, Берлин. Поэт, Герой Советского Союза (1956). Казань
Начал печататься в 1919 г. в военной газете «Кызыл юлдуз» («Красная звезда»).
Первый поэтический сборник «Барабыз» («Мы идем») вышел в 1925 г. в Казани.
Для творчества М.М.Джалиля 1920-х годов характерны воспевание героики революции и Гражданской войны (поэма «Үткән юллар» – «Пройденные пути», 1924–1929 гг.), романтические образы рядовых строителей социализма (сборники «Орденлы миллионнар» – «Орденоносные миллионы», 1934 г.; «Хат ташучы» – «Письмоносец», 1938 г., опубликован в 1940 г.).
В 1930-е годы он отказывается от романтической условности и восточной метафоричности, находит новые реалистические краски; в его творчестве усиливаются психологизм и эмоциональный накал. Начав с подражаний Г.Тукаю и использования ритмики восточного аруза, М.М.Джалиль приходит к тоническим размерам, характерным для поэзии Х.Такташа, и народному силлабическому стиху.
Он автор текстов популярных песен, романсов и либретто опер (в том числе оперы «Алтынчеч», Государственная премия СССР, 1948 г.).
М.М.Джалиль прошел путь от открыто публицистической, лозунговой поэзии («Бәхет» – «Счастье», «Ил халкына» – «Народу страны») к образной, эмоционально насыщенной поэтической речи («Чишмә» – «Родник», «Сагыну» – «Томление»). Среди произведений М.М.Джалиля есть и незатейливые детские стихи, и злободневные поэтические репортажи, и фельетоны в стихах.
Наряду с А.Кутуем, К.Наджми, Х.Такташем, Х.Туфаном и др. молодыми поэтами, М.М.Джалиль участвовал в новаторских исканиях 1920–1930-х годов.
„Жить так, чтобы и после смерти не умирать.“
Муса Джалиль
В годы Великой Отечественной войны М.М.Джалиль – корреспондент газеты «Отвага» II ударной армии.
В июле 1942 г. тяжело раненным попал в плен, прошел через фашистские лагеря в Польше, Прибалтике, Германии.
Находясь в немецком плену, принимал активное участие в деятельности подпольной группы татарских военнопленных, созданной Г.Курмашем, был ее идейным вдохновителем. По заданию этой группы работал в организации «Tatarische Mittelstelle» («Татарское посредничество», Берлин), созданное немцами для проведения пропагандистской работы среди военнопленных татар с целью вовлечения их в так называемый «Волго-татарский легион» и использования в войне против СССР; вел культурно-просветительскую работу среди насильственно зачисленных в легион военнопленных и подрывную работу против гитлеровцев (см. Джалиля группа).
Вместе с десятью товарищами по подполью казнен в фашистской тюрьме Плетцензее.
Творчество военных лет стало образцом военно-патриотической лирики («Письмо из окопа», 1944 г.). Он продолжал писать в лагерях для военнопленных и тюрьме Моабит (Берлин), где провел более года, будучи приговоренным к смертной казни.
Стихи М.М.Джалиля передавались из рук в руки наравне с антифашистскими листовками подпольной организации.
Цикл стихотворений М.Джалиля, созданных в 1942–1944 гг. в ожидании смертной казни.
Сохранились 2 блокнота, содержащие 93 стихотворения. Первый блокнот, написанный в арабской графике, вынес из тюрьмы бывший военнопленный Г.Шарипов. Во Франции он передал блокнот участнику французкого Сопротивления Н.Терегулову, который и доставил стихи в СССР в марте 1946 г.
Второй блокнот, написанный в латинской графике, вынес из тюрьмы сосед поэта по камере, участник бельгийского Сопротивления А.Тиммерманс. Весной 1947 г. Советское консульство переслало его из Брюсселя в Казань.
Имя Джалиля было в то время под запретом, КГБ СССР завело на поэта сыскное дело как на предателя родины. Только после смерти И.В.Сталина несколько стихов цикла в переводе И.Френкеля было опубликовано в «Литературной газете» (25 апреля 1953 г.).
Полностью на татарском языке они были изданы в конце 1953 г. в Казани (под редакцией Г.Кашшафа) под назв. «Моабит дәфтәре».
Цикл «Моабитская тетрадь» является одним из достижений татарской поэзии периода Великой Отечественной войны. М.Джалиль обогатил гражданское звучание поэтического слова, привнес в татарскую поэзию яркие героические краски («Җырларым» – «Мои песни», «Алман илендә» – «В стране Алман», «Ышанма» – «Не верь» и др.).
В цикле «Моабит дәфтәре» («Моабитская тетрадь», 1953 г.) наиболее полно раскрылись героические и романтические мотивы довоенной лирики М.Джалиля.
Эти тетради – потрясающий по силе воздействия документ, свидетельствующий о стойкости и мужестве советского народа, о громадной цене великой Победы. Вместе с тем это высокая поэзия, разнообразная в жанровом и стилистическом отношениях, которую отличают внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа.
В «Моабитской тетради» поражает острота ощущения непреходящей ценности жизни в предчувствии близкой гибели. Нерв цикла – извечное столкновение сил добра и зла, человечного и бесчеловечного, жизни и смерти. В стихотворениях «Серле йомгак» («Волшебный клубок»), «Вәхшәт» («Варварство») поэт проводит мысль о том, что фашизм органически враждебен всему живому; фашизм и смерть для поэта – синонимы. Его последние стихи – гимн стойкости защитников Родины.
«Моабитская тетрадь» многократно переиздавалась на татарском и русском языках, переведена более чем на 60 языков мира.
По мотивам «Моабитской тетради» художник В.П.Аршинов создал цикл ярких художественных полотен.
Татарские композиторы (С.Сайдашев, Р.Яхин, З.Хабибуллин и др.) написали песни на стихи из «Моабитской тетради».
Подлинники «Моабитской тетради» хранятся в Национальном музее РТ, ежегодно в день рождения поэта организуется их экспозиция.
Каза́нский Кремль. 1998
древнейшая часть Казани, комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих многовековую историю города: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.); белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Национальный музей
Поэтическое наследие М.М.Джалиля стало неотъемлемой частью многонациональной советской литературы. Он обновил и обогатил гражданское звучание татарской поэзии ярким мотивом героики.
М.М.Джалиль внес крупный вклад в развитие татарской поэзии советского периода и как поэт-лирик, и как поэт-песенник (несколько десятков его проникновенных лирических стихотворений положены на музыку и стали популярными песнями), и как автор крупных лироэпических поэм.
Цикл «Моабитская тетрадь» переиздавался десятки раз на татарских и русских языках, переведен на многие другие языки.
Стареет ли сердце
советская и российская татарская певица. Заслуженная артистка Татарской АССР, Народная артистка Татарской АССР, Заслуженная артистка РСФСР, солистка Татарской филармонии, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, награждена орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан»
Родник
Тембр голоса — альт полного диапазона. Пела на 14 языках мира.
Герой Советского Союза (1956 г., посмертно)
Ленинская премия циклу стихотворений «Моабитская тетрадь» (1957).
Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта обновите браузер.